Почему могут отказать в предоставлении государственной услуги в электронном виде на сайте Единого портала государственных услуг? Досудебное обжалование.

Почему могут отказать в предоставлении государственной услуги в электронном виде на сайте Единого портала государственных услуг? Досудебное обжалование.

   В связи с активным переходом страны на электронное (в том числе) оказание государственных услуг, тем не менее случае отказа гражданам в предоставлении этих самых услуг, не мало. Как быть в этом случае и можно ли оформить заявление на досудебное обжалование через сайт Единого портала государственных услуг? Давай рассмотрим подробнее.  

   Начнем прежде всего с того, что с 18 марта 2018 года органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении услуги (Федеральный закон от 19.07. 2018 г. № 204-ФЗ).

Однако, данные запреты не распространяются на следующие случаи:

  • после первоначального обращения заявителя изменились требования нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • ошибки выявлены в документах, поданных заявителем после первоначального отказа и не включенных в ранее представленный комплект;
  • после первоначального отказа истек срок действия документов или изменилась информация;
  • выявлен факт противоправных или ошибочных действий должностного лица при первоначальном отказе в приеме документов или оказании услуги, о чем письменно уведомлен заявитель.

   В остальных случаях можно подать жалобу, в том числе, через сайт Единого портала государственных услуг. Любой заявитель имеет право на досудебное обжалование решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти, ответственных за предоставление услуг. При этом можно подать жалобу по услугам, полученным как в электронном виде на портале, так и в МФЦ. Процесс обжалования решений в суде занимает около 30 дней и зачастую в течение этого времени теряет свою актуальность для заявителя, и даже по итогам рассмотрения таких обращений не всегда принимаются конкретные меры по устранению допущенных нарушений.

 Так, в 2011 году были приняты поправки в Федеральный закон от 27.07.10 г. № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закрепившие процедуру рассмотрения претензий заявителей, а также установлена административная ответственность чиновников за нарушение прав граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Поэтому у органов исполнительной власти и местного самоуправления появилась обязанность по рассмотрению жалоб на нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом такие жалобы рассматриваются чиновниками в течение 15 календарных дней с момента регистрации.

   Поводов для обжалования отказа, подачи досудебной претензии может быть много, вот некоторые из них:

  • Отказ в предоставлении услуги – если нет повода для отказа услуг. Например, отсутствие необходимых документов или неправильное заполнение формы.
  • Нарушенный срок исполнения услуги – у каждой услуги определенный срок ее выполнения.
  • Дополнительные требования, которые не прописаны в нормативах. Это случаи, когда сотрудники государственных инстанций требуют документы, не указанные в нормативах, либо навязывают платные услуги.

   Типичными ошибками со стороны граждан считаются:

  • обращение заявителя с просьбой о предоставлении государственной услуги при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
  • обращение заявителя с просьбой о предоставлении государственной услуги при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в государственный орган;
  • отсутствие информации о личных и контактных данных заявителя;
  • обращение по вопросам, не входящим в компетенцию ответственного органа исполнительной власти.

  Лидерами по количеству досудебных жалоб и обращений со стороны граждан являются - Миграционная служба (ГУ ФМС РФ); ПФР; ФНС; ФСБ; ГИБДД; Росреестр; МЧС России; ФССП; Роспотребнадзор; ФСС.

Досудебное обжалование отказа на портале Госуслуг.

   На портале можно составить жалобу на любое ведомство. Для этого необходимо следовать определенному порядку действий:

  • На портале Госуслуг войти в личный кабинет;
  • В нижней части страницы войти в раздел «Досудебное обжалование»;

Открывается страница статистики со следующей информацией:

  • Наименование услуг, по которым имеется больше всего претензий;
  • Государственные инстанции, в адрес которых больше всего обвинительных жалоб;
  • Список регионов, в которых количество жалоб находится на лидирующих позициях.

   Заявка рассматривается на протяжении 15 суток. По истечении данного срока заявитель получает ответ в выбранной им форме.

   Досудебное обжалование нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг не является обязательным этапом, это всего лишь более оперативная альтернатива обращению обращению в суд. Гражданин вправе самостоятельно решать в каком порядке обращаться за восстановлением своих нарушенных прав.

НОВОСТИ